Современные наукоемкие технологии. Влияние современных технологий на подрастающее поколение Влияние современных технологий на подрастающее поколение

В настоящее время совершенно невозможно представить нашу жизнь без технологий. Согласитесь, что многим из нас очень тяжело приходится в моменты отсутствия интернета, телефона и вообще каких-либо гаджетов рядом. Мы общаемся, работаем, да и просто живем, постоянно держа под рукой то или иное устройство. Ведь еще каких-то десять лет назад технологии в нашем обществе были не так популярны. Учитывая то, что даже взрослые, детство которых прошло в отсутствии технологий, сейчас не могут обойтись без оных. А теперь представьте, каково детям, сроду не знавших, что такое «жизнь без интернета и телефона»? Ведь они привыкли жить среди информации и их жизнь тесно сплетена с технологиями.

Прогресс остановить нельзя. Практически в каждой семье, где есть дети, возникает один и тот же вопрос — как же влияют современные технологии на подрастающее поколение? Конечно, у этого вопроса сразу выделяются два мнения: положительная роль и, наоборот, отрицательная. В этой статье я расскажу, какие плюсы или, может быть, подводные камни имеются в этой популярной в нашем веке проблеме.

На многих интернет-форумах, в различных изданиях, посвященных воспитанию современных детей, специалисты публикуют статьи, в которых запрещают детям до двух лет смотреть телевизор и пользоваться различными электронными устройствами. Однако противиться развитию технологий не нужно. Современные дети живут и растут в новом информационном обществе, где практически у каждого ребенка есть телефон, компьютер и другие гаджеты. Но несмотря на весь этот прогресс, технологии все также вредны, особенно для неокрепшего детского организма. Длительный просмотр телевизора, игра за компьютером значительно сажают зрение. Поэтому очень важно первые несколько лет (желательно до пяти) сократить общение ребенка с технологиями. Да и после пяти лет не стоит злоупотреблять гаджетами.

Важно не давить на маленького человека, а заинтересовать его чем-то другим. Чтение интересных книг, рисование, различные спортивные секции, прогулки с друзьями, совместное времяпрепровождение с родителями. В летнее время это могут быть пикники, рыбалка, различные походы, а в зимнее время вместе с ребенком можно кататься на коньках, лыжах, играть в снежки и многое другое.

Зачастую родители суют ребенку гаджеты, чтобы он не отвлекал их от домашней работы, от просмотра любимого фильма, однако это совершенно неправильный подход к воспитанию. Современные технологии можно использовать с умом. Сейчас многие компании выпустили развивающие игры на планшеты и компьютеры. Такие игры помогут ребенку расширить кругозор, лучше понять устройство мира. Также различные устройства можно использовать в качестве экстренных мер, когда нужно долго ждать (например, в очереди или пробке), а поиграть в подвижные игры возможности не предоставляется.

Однако нужен жесткий контроль за временем. Детям до пяти лет лучше сократить пользование различными гаджетами до 25 минут в день. После можно постепенно увеличивать время, однако, делая перерывы в 20-30 минут.

Во всем должна быть гармония, в том числе и в воспитании детей. Важно не запрещать, но и не сильно поощрять любовь ко всяким современным технологиям. Гаджеты — всего лишь техника, а как ее использовать зависит от родителей.

1 Период после перестройки характерен тем, что старые стереотипы в области воспитания и обучения сильно разрушены, а новые, соответствующие новому времени еще не сформированы, поэтому задачи воспитания молодежи в современных условиях являются актуальными и требующими пристального внимания.

В чем можно отметить эти особенности. Прежде всего это проявляется в том, что впервые в истории развития человечества открыт доступ к большому объему информации в различных источниках. Это прежде всего Интернет технологии, аудио-видео техника. Работа с информацией в медиотехнологиях позволяет снизить эмоциональное напряжение и объединяет ресурсное развитие человека, прежде всего молодежи, т.к. всегда эмоции и душевная поддержка позволяют развить в человеке его личность, узнать его личностные особенности привычки и задатки. Именно поэтому особенную роль в этих условиях приобретает эстетическое воспитание, задачей которого является формирование у подрастающего поколения навыков эстетического познания окружающего мира. Эстетический вкус у молодых людей позволяет видеть и воспринимать окружающий мир, как единое целое, созданное творцом в едином пространстве (ноосфера) по единым гармоничным законам. Эстетический вкус позволяет познать эти законы и обучает в соответствии с ними осуществлять свою жизнь, позволяет ощущать радость бытия, познавать себя, мир и творить в ноосферном пространстве, выражая свои творческие способности.

Таким образом, эстетическое воспитание включает в себя динамическое взаимодействие личности с ноосферой, как в сфере получения из неё эстетических образов, так и возврата в неё творчески переосмысленных и вновь созданных образов для её пополнения, поэтому преподаватель должен заниматься развитием духовной сущности человека, облагораживать, очищать, воспитывать его дух и плоть. Он должен отвечать за гармонию физического и духовного совершенства человека, его постоянное внутреннее воспитание и прилежание. Он должен образовывать личность ученика, сделать её творческой, учить всему, что знает сам. Положительный опыт по обучению и духовно-нравственному воспитанию был проведён в Рязанской детской школе искусств №2.

Педагоги творчески относились к обучению и воспитанию детей на протяжении всех лет обучения. В частности, с 1992 по 1998 г. в школе искусств обучались ученики с детсадовского возраста, пришедшие с разными способностями, характерами, но с общим, что их объединяло - стремление учиться. Дети были разными по способностями, что вначале создавало определённый дискомфорт слабым ученикам, психика которых подавлялось не только неуспехами, но и порою насмешками среди детей. Были и стеснительные дети.

Педагоги проявили не только профессиональное мастерство, но и глубочайшую мудрость в своей педагогической деятельности. Они таким образом организовали учебный процесс, что «слабые» подтягивались, «сильные» приобретали ещё большие навыки, дети общались при творческом процессе не ощущая своих недостатков. Непринуждённость и душевное умиротворение, увлечённость и труд органически были связаны с вдохновением. Этим индивидуальным творческим состоянием, ещё достаточно не описанным ни научным, ни художественным словом, когда удивительным образом развивались не только творческие способности детей, но и происходило очередное духовное восхождение.

Результатом замечательной, внимательной, доброй работе педагогов явились творческие достижения детей, овладевших не только профессиональными навыками, но и занявших замечательную жизненную позицию уже в зрелом возрасте. Отрадно видеть в них доброе отношение к людям, какое было к ним у педагогов.

Правильный и последовательный учебно-творческий подход рязанских педагогов школы искусств №2 помог не одной сотне учеников не только получить начальные профессиональные навыки и выйти на интуитивное и практическое понимание самого главного, того, что неразрывно с нами всегда. Это тот незримый и неотделимый духовный мир ноосферы и постоянное ощущение его, что должно быть нормой, чтобы быть интересным, творческим и счастливым человеком.

Библиографическая ссылка

Мочалина О.И. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И НООСФЕРА // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 3. – С. 79-80;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22587 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В наши дни многие люди всерьез увлекаются Интернетом. Неприятности в Интернете переживаются также остро как неудачи в настоящей жизни. Нелепый комментарий сетевого хама может расстроить до слез, злобное послание от виртуального друга вогнать в депрессию. Иногда такие истории заканчиваются совсем трагично. К сожалению, самоубийства из-за Интернета перестали быть редкостью.

Не обошла эта проблема и Россию. По уровню самоубийств среди подростков Россия находится на одном из первых мест в мире - средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире.

Слайд 1 В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли.

Слайд 2 Процентное соотношение лиц, совершающих суицидальные действия у юношей 6%,у девушек 10%.

Слайд 3 Ежегодно от самоубийства погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет.

И эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Слайд 4 Количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12, 7% от общего числа умерших от неестественных причин.

За последние пять лет покончили жизнь самоубийством 14157 несовершеннолетних.

Большая часть самоубийств среди подростков совершается летом и весной. Наиболее опасный возраст - с 14-15 лет и выше. Незавершённые суицидальные попытки чаще всего отмечаются у мальчиков 17 лет - 32 %, 16 лет - 31 %, 15 лет - 21 %. Чем старше ребёнок, тем выше уровень суицидальной активности. По данным Росстата, в возрасте от пяти до девяти

лет фиксируется порядка 50 суицидов за год по России, от десяти до 14 лет их уже 250, то от 14 до 18 уже 2,5 тысячи. Психологические трудности воспринимаются ребёнком как безвыходные в силу ограниченности его жизненного опыта. Поэтому подростковый возраст даёт большое количество суицидов.

Слайд 5 . В Белгородской области за январь-июль 2014 года произошло 157 самоубийств. За месяц в Белгородской области 26 чел. покончили жизнь самоубийством.

Интернет является одной из причин популярности массовых самоубийств. Зачастую форумы и чаты сайтов психологической поддержки использоваться для поиска единомышленников-самоубийц. Делается это обычно просто потому, что человеку страшно умирать одному, и он ищет себе компанию.

Сейчас в Рунете можно найти множество сайтов, посвященных суициду. Самым крупным известным сайтом для самоубийц называет alt.suicide.holiday, что можно перевести, как «прах».

Несмотря на то, что такие ресурсы постоянно закрываются правоохранительными органами, на их месте вскоре появляются новые. Даже полезные общественные сайты, помогающие депрессирующей молодежи, такие как в Контакте с группой «50 дней до самоубийства» , где 7825 человек являются участниками этой группы, дают им полезные советы о том, как легко и безболезненно уйти из жизни.

При разговоре с подростками я часто слышу

Мне надоело жить, меня никто не любит, я никому не нужен… - и многое другое ребёнок говорит, чтобы привлечь к себе внимание.

Эти часто повторяемые фразы не должны оставаться незамеченными. Слова - не глупости, в них - смысл, в них - угроза жизни растущего человека. Есть множество примеров, связанных с тем, что ребёнок не желает мириться с действительностью. Откровенно говоря, примеры эти на виду. «Вася изменил Оле с Леной…» - это самый популярный. Или - «меня выставили на посмешище перед коллективом и я не знаю, как дальше быть…».

При беседе с учащимися 9 классов, которые нуждаются в особом внимании со стороны психолога и классных руководителей было опрошено 15 человек, из них 6 юношей и 9 девушек.

На первый вопрос «Приходили ли тебе мысли о самоубийстве?», ответило положительно - 9 человек,отрицательно - 6.

На второй вопрос «Совершал ли ты попытки ухода из жизни» положительно ответили 3 человек, отрицательно - 12 человек.

На вопрос «Каковы основные причины, из-за которых подростки склонны уйти из жизни» респонденты отметили следующие основные причины: проблемы в семье, проблемы в школе, из-за Интернета.

Слайд 6 . Предлагаю несколько важных советов по профилактике суицида

Если вы слышите

Обязательно
скажите

Никогда
не говорите

"Ненавижу учебу, класс…"

"Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?"

"Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй"

"Все кажется таким безнадежным…"

"Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь"

"Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе"

"Всем было бы лучше без меня!"

"Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит"

"Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом"

"Вы не понимаете меня!"

"Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать"

"Кто же может понять молодежь в наши дни."
"Никому не нужны чужие проблемы"

"Я совершил ужасный поступок…"

"Давай сядем поговорим об этом"

"Что посеешь, то и пожнешь!"

"А если у меня не получиться?"

"Если не получиться, мы подумаем, как это сделать по-другому"
"Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное"

"Если не получится - значит, ты недостаточно постарался!"

Прежде чем помочь детям нужно обратить внимание на нас педагоги.

Проведём тест. Слайд 7

Ваши суицидальные склонности

Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Задание такое: закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого самим нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам понравилась.

На этих листах вы можете ознакомиться с результатами тестирования и сделать соответствующие выводы.

Слайд 8.Закончить своё выступление хочу словами.

За любое суицидальное поведение ребёнка -в ответе мы - взрослые!

Спасибо за внимание!

Сегодня хочу подискутировать с колумнистом Slate Биллом Оремусом по поводу интерпретации опроса, проведённого аналитическим агентством Penn Schoen Berland под паторонажем Intel.

Penn Schoen Berland проводило своё исследование в Бразилии, Китае, Франции, Индии, Индонезии, Италии, Японии и Соединённых Штатах минувшим летом. В опросе приняли участие 12 тысяч человек 18 лет и старше; статистическая ошибка предполагается в диапазоне плюс-минус 0,89%. Исследование было призвано ответить на вопрос, как относятся к технологиям и технологическому прогрессу различные слои населения в зависимости от возрастной категории и социального статуса.

Лично меня в этих данных шокировал не столько парадоксальный вотум доверия, предоставленный молодёжью «персонализации», которая в глазах моего поколения (и даже поколения Эли Паризера, рождённого в 1980 году) выглядит безусловным Злом. Гораздо чудовищнее смотрится недооценка millennials положительного влияния технологий на образование и здравоохранение, которое, опять же в глазах моего поколения, приближается к 100%. Что может быть очевиднее абсолютной пользы, которую мы получаем от интерактивных мультимедийных учебников или компьютерного томографа?

По спокойном размышлении, однако, я понял, что непонимание и неприятие именно этих – якобы очевидных – преимуществ технологий молодым поколением прекрасно вписывается в картину, где приоритетным оказываются «личные отношения» (69% надеются на их улучшение за счёт технологий), а влияние технологий на общество в общем и целом воспринимается негативно (зависимость и дегуманизация).

Прежде чем я перейду к объяснению этой «молодежной картины», позволю два дополнения: первое – это «позитивный» антитезис, представленный исследованием Penn Schoen Berland, второе – оценка результатов Биллом Оремусом, эталонным представителем интеллектуальной элиты современного американского общества.

Самыми ярыми поклонниками технологий, согласно опросу, стали женщины в возрасте свыше 45 лет. В целом именно эта возрастная категория женщин оказалась самой не удовлетворенной уровнем развития технологий. В том смысле, что молодым женщинам вовсе не кажется, что технологий не хватает для полноценной жизни и развития.

Далее – ещё интереснее. Максимальную жажду технологий проявили женщины в возрасте свыше 45 лет, проживающие в развивающихся странах, больше остальных – в Китае. 70% возрастных китаянок считает, что они недостаточно используют технологии в своей жизни; 66% уверены, что прогресс технологий улучшит образование; 58% – средства передвижения, 57% – условия труда, 56% – здравоохранение. Страсть к конкретным аспектам технологий у женщин в возрасте вообще зашкаливает: 86% хотят получить доступ к компьютерным программам, которые будут отслеживать и корректировать их трудовые навыки, 88% – учебные достижения, 77% мечтают об унитазах, мониторящих состояние здоровья (надо так полагать, на основании экспресс-анализов).

В общем и целом технологический фанатизм женщин «за 45» выглядит на голову выше, чем у «детей цифрового века».

Посмотрим теперь, как интерпретирует данные Билл Оремус. Собственно говоря, никаких своих соображений по поводу полученной статистики (на мой взгляд – совершенно сенсационной) он не высказывает (видимо – по лености 🙂), предпочитая солидаризироваться с мнением доктора Женевьевы Белл, директора Interaction and Experience Research в Intel Labs: «На первый взгляд может показаться, что millennials отвергают технологии, однако я подозреваю, что реальность сложнее и интереснее. Альтернативный вариант прочтения полученных результатов: millennials хотят получить такую технологию, которая будет больше делать лично для них, поэтому нам предстоит много работы для придания современным технологиям более личностный и менее обременительный характер».

Иными словами, молодёжь мечтает о технологиях, которые сделают жизнь лучше, проще и more fun. За упрощение жизни высказались целых 86% millennials.

В беседе с Биллом Оремусом доктор Белл добавила ещё одну важную интерпретационную деталь: «В оценке технологий millennials я почувствовала мотив Франкенштейна как никогда ранее – то есть идею того, что ты создаешь нечто, а затем это нечто пытается тебя убить. От Франкенштейна до Терминатора – один шаг».

Данные, полученные из ответов женщин «за 45», Женевьева Белл интерпретирует в традиционном для Запада духе примитивной социологии: «Высокий интерес к технологиям, проявленный женщинами в развивающихся странах, объясняется тем, что они воочию убедились в том, как технологии драматически улучшили качество их жизни за последние десятилетия».

Билл Оремус подводит заключительную черту: «Похоже, школа техноскептицизма, созданная Евгением Морозовым, набирает популярность среди молодых людей из богатых стран, которые воспринимают имеющиеся уже у них гаджеты как нечто само собой разумеющееся, однако опасаются за свою приватность. В странах же, где «качество жизни» отождествляется с базовым образованием, уровнем здравоохранения и санитарии, технологии по-прежнему воспринимаются как безусловное Добро. Приватность для этих стран – избыточное баловство».

Я предпочитаю полностью оставить за рамками дискуссии критику оценки, данной Биллом Оремусом реалиям стран третьего мира, поскольку не вижу никаких оснований для обсуждения: колумнист Slate в этой теме вообще ничего не понимает и транслирует то, что ему рассказали на CNN и Fox. Сосредоточимся лишь на интерпретации взглядов millennials.

Билл Оремус совершенно прав: молодое поколение обеспокоено двумя вещами – fun и приватность. То есть главное в жизни – чтобы не было скучно и чтобы «ИХ мир» не лез ко мне в душу со своими претензиями, запросами, требованиями и проч. В подобной деградации нет, впрочем, ничего удивительного: этот тот идеал тотального разобщения общества, к которому последние двести лет семимильными шагами продвигалась западная цивилизация, основанная на индивидуализме, и она этого идеала полностью достигла.

К чему стремилась, то и получила – абсолютно индифферентное к общественной и политической жизни поколение, управление которым упростилось до механического манипулирования. Дёрнул веревочку – «население» двинулось влево, дёрнул за другую – подалось вправо. Пихнул снизу – возмутилось. Пихнул сверху – притихло. Общество, о котором даже не мечтали в оруэллианской Океании.

Билл Оремус, однако, оставляет совершенно за кадром непосредственный анализ молодёжного техноскептицизма. Разговоры о том, что технологии разобщают, – это для бедных. Эти разговоры смотрятся тем более дурацки, что 99% времени, которое уделяют millennials технологиям, приходятся на социальные сети, то есть исключительно на общение! Не на образование, не на творчество, а на перманентное почёсывание, поглаживание, похлопывание друг друга и прочие формы «лайк»-петтинга и социальной мастурбации. Больше всего вклад современных технологий прослеживается именно в доведении социализации и общения до абсурдных масштабов: о каком «разобщении» и «дегуманизации» вообще может идти речь?

Между тем речь идёт, а в ответах millennials – так и просто звучит лейтмотивным упреком технологиям сего дня: мало общения, мало персонализации, сложно, даёшь больше fun’a и защиты приватности, даёшь неприкосновенность священной цитадели «моя хаты с краю, ничего не знаю»!

И тут же рядом – польза технологий для образования? М-м-м, не знаю, наверное, конечно, есть какая-то польза. Польза технологий для медицины? М-м-м, бог её знает, наверняка есть, но мне-то какое до этого дело?!

Короче говоря, результаты опроса, проведенного Penn Schoen Berland, я оцениваю совершенно однозначно: он продемонстрировал тотальную деградацию современной системы образования, которая умудрилась возвести непреодолимую Китайскую Стену между личностью молодого человека и Знанием. Знание, которое ещё 50 лет назад универсально и повсеместно воспринималось как Вершина человеческих устремлений, как Идеал, к которому необходимо стремиться в первую очередь, – сегодня это знание воспринимается как враждебное, непонятное, лишнее, мешающее нормально жить и – главное! – никем не востребованное назойливое Зло.

Millennials в массе своей отреклись от Знания, отмежевались от него, предпочитая адаптировать примитивно-потребительское, гедонистическое отношение к технологиям не как к инструментам Знания и Развития личности, а как к провайдеру удовольствий. Каких удовольствий? Единственно понятных и приоритетных – великого разнообразия форм социальной мастурбации!

Стоит ли удивляться, что в условиях такой дегенерации цивилизации приоритетным в общественной жизни становится вопрос почти уже принудительной реабилитации педерастии и сексуальных патологий, навязывание однополых браков, придание инцесту статуса «гендерной нормы». (Думаете, преувеличиваю? Куда там: депутат шведского парламента от социал-демократов предлагает легализовать инцест в Швеции.)

Поделиться